Печать

Что такое опера

1. Опера – это музыкальный жанр, а точнее вокально-театральный жанр музыки. Почему вокально-театральный? Потому что, оперу можно назвать театральным представлением.

2. В опере есть актеры, которые играют свои роли, они надевают костюмы, которые помогают узнать зрителю героев,

3. Солисты – это главные герои оперы.

4. На сцене располагаются декорации. Все как в обычном театре. Только актеры оперы не проговаривают свои диалоги и монологи, а поют их. Поэтому жанр оперы называется вокально-театральным (вокал – это пение).

5. Жанр «опера» зародился в конце 16 века, в 1600 году, в итальянском городе Флоренция. В этом году была свадьба короля Франции Генриха четвертого, который брал в жены дочь правителя Флоренции Марию Медичи.

В день свадьбы, когда все гости собрались, на их суд было вынесено произведение, которое поразило абсолютно всех. На сцене находилось несколько актеров, одетых в костюмы, рядом располагался большой оркестр. Музыка не смолкала ни на секунду, а актеры не проговаривали, а пели свой текст. Как раз это и поразило зрителей. Дело в том, что до сего момента такие песни исполняли только простолюдины, в высшем обществе было принято раскладывать мелодию песни на несколько голосов, к тому же пение сопровождалось очень сложным аккомпанементом. При таком исполнении слова не возможно было разобрать. В произведении, представленном на свадьбе, каждое слово было подчеркнуто и аккомпанементом и необычной манерой пения актеров.

6.  В основе произведения лежал древнегреческий миф, в котором рассказывалось о судьбе певца Орфея. У молодого певца умирает невеста прямо в день свадьбы, Орфей решает пойти в царство мертвых, чтобы вернуть любимую Эвридику. Когда перед ним встали боги подземного царства, Орфей стал играть и петь, жестокие боги смягчились и решили отпустить девушку, но предупредили, что если Орфей посмотрит на Эвридику, прежде чем они выйдут на свет, она уйдет от него навсегда. Орфей не смог удержаться и взглянул на невесту, и она навеки покинула его.
Древнегреческий миф стал толчком к созданию первой оперы. Через семь лет после свадьбы, итальянский композитор Клаудио Монтеверди (он был там и видел представление) написал первую настоящую оперу с тем же сюжетом и названием («Орфей и Эвридика»). Композитор изменил первоначальную версию «музыкального мифа»: он попросил актеров петь свои роли (правильно будет назвать их «партиями») мягче и протяжнее, оркестр стал играть немного тише, как бы помогая певцам петь. Монтеверди считал, что оркестр тоже играет главную роль в опере, он помогает показать настроение героя, его чувства.
Название «опера» появилось гораздо позже, создания «Орфея и Эвридики». В переводе с итальянского языка это слово означает «труд» или «творение», «сочинение». Сначала произведения этого жанра называли «музыкальная повесть», а дальше писали «труд композитора…». Со временем, название сократилось до одного слова «труд», то есть «опера».

7. Структура оперы:

Опера делится на акты (действия), а нередко, кроме того, и на картины (крупные части актов). Может иметься подразделение на сцены, то есть отрезки более короткие, намечающиеся в связи с изменением сценических ситуаций, состава действующих лиц и т. д.

8. Часто композиторы включают в оперу балетные сцены.

9. Музыкальный спектакль обычно заканчивается хором.

10. Оперные постановки проходят в оперных театрах. Это театры, специально предназначенные для оперных спектаклей. Ведь огромную роль играет акустика.

Сегодня мы посмотрим фильм, в котором Михаил Казинник расскажет вам об опере. Называется этот фильм эффект оперы. Я хочу сделать пояснения по фильму.

Немного о том, что вы услышите.

11. Либретто – это краткое содержание оперы.

12. Достоевский Федор Михайлович (1821—81), рус. писатель. Творчество Д. было посвящено глубочайшим религ.-нравств. проблемам. Одно из его величайших произведений «Преступление и наказание».

13. Уильям Шекспир 26 апреля1564 года — английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Часто именуется национальным поэтом Англии. Пьесы Шекспира переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем произведения других драматургов.

14. Джузеппе Верди.

Родился— деревне близ Буссето в департаменте Таро, которая в тот момент была частью Первой Французской империи после присоединения княжеств Парма и Пьяченца. Так случилось, что Верди официально родился во Франции.

Верди родился в 1813 году (в один год с Рихардом Вагнером, в будущем его главным соперником и ведущим композитором немецкой оперной школы) В деревенской церкви он помогал служить мессу. Музыкальной грамоте и игре на органе учился у Пьетро Байстрокки. Заметив тягу сына к музыке, родители подарили Джузеппе спинет. Этот весьма несовершенный инструмент композитор сохранил до конца своей жизни.

На музыкально одарённого мальчика обратил внимание Антонио Барецци — богатый торговец и любитель музыки из соседнего города Буссето. По совету Барецци десятилетний Верди переехал для учёбы в Буссето. По воскресным дням Джузеппе отправлялся в Ле Ронколе, где играл на органе во время мессы.

В Милане, куда Верди отправился в возрасте двадцати лет, дабы продолжить образование, в Консерваторию (сегодня носящую имя Верди) его не приняли «из-за низкого уровня фортепианной игры; кроме того, в консерватории были возрастные ограничения». Вернувшись в Буссето, при поддержке Антонио Барецци (Antonio Barezzi — местный купец и любитель музыки, поддерживающий музыкальные амбиции Верди), Верди дал своё первое публичное выступление в доме Barezzi в 1830 году.

Очарованный музыкальным даром Верди, Барецци предложил ему стать учителем музыки для своей дочери Маргариты. Вскоре молодые люди горячо полюбили друг друга и 4 мая 1836 года Верди женился на Маргарите Барецци. Вскоре Маргарита родила двух детейВ то время как Верди работал над своей первой оперой, оба ребёнка умерли в младенческом возрасте. Через некоторое время (18 июня 1840 года) в возрасте 26 лет супруга композитора Маргарита умерла от энцефалита. Верди обожал свою жену и детей, и был опустошён их смертью.

После ее провала композитор хотел перестать писать оперную музыку. Однако премьера «Набукко» 9 марта 1842 года в «Ла Скала» сопровождалась большим успехом и утвердила репутацию Верди как оперного композитора.

В возрасте тридцати восьми лет у Верди возник роман с Джузеппиной Стреппони, певицей (сопрано), к тому времени заканчивающей карьеру (они поженились лишь через одиннадцать лет, а их сожительство до свадьбы рассматривалось как скандальное во многих из тех мест, где им приходилось жить). Вскоре Джузеппина прекратила выступления, и Верди, следуя примеру Джоаккино Россини, решил закончить карьеру вместе с женой. Он был состоятелен, знаменит и влюблён. Возможно, именно Джузеппина убедила его продолжить писать оперы. Первая же опера, написанная Верди после «ухода на покой», стала первым его шедевром — «Риголетто». Либретто оперы, написанное по мотивам пьесы Виктора Гюго.

РИГОЛЕТТО

Опера в трех актах (четырех картинах)1

Либретто Ф. Пиаве

Действующие лица:

Герцог Мантуанский

Риголетто, придворный шут

Джильда, его дочь

Спарафучиле, бандит

Маддалена, его сестра

Джованна, служанка Джильды

Граф Монтероне

тенор

баритон

сопрано

бас

меццо‑сопрано

меццо‑сопрано

бас

баритон

тенор

бас

меццо‑сопрано

сопрано

баритон

Марулло

Борса

}

придворные

Граф Чепрано

Графиня Чепрано

Паж

Офицер

       

Придворные, пажи, слуги.

Действие происходит в Мантуе (Италия) в XVIвеке.

В основу сюжета оперы положена драма В. Гюго «Король забавляется», написанная в 1832 году.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Первая картина

Бал во дворце герцога Мантуанского. Герцог рассказывает о встреченной им случайно в церкви милой девушке. Придворный шут Риголетто, всегда интригует и подстрекает господина соблазнить очередную красотку из числа придворных. Вот и сейчас, заметив его интерес к графине Чепрано, шут советует герцогу овладеть гордой красавицей. Риголетто глумится над ревностью графа Чепрано. Придворные возмущены выходками шута. Они решают отомстить ему. Один из придворных, Марулло, узнал, что Риголетто скрывает в своем доме любовницу. Придворные решают похитить ее.

На балу появляется граф Монтероне. Он обличает герцога и взывает к мести за поруганную честь своей дочери. Разгневанный герцог приказывает арестовать Монтероне. Риголетто насмехается над стариком. Монтероне проклинает шута.

Вторая картина

Поздним вечером Риголетто стоит один у своего дома, где скрывает дочь, горячо любимую Джильду. Он воспитывает ее в благочестии и целомудрии. Как разительно отличается Риголетто-отец от шута! Появляется наемный убийца Спарафучиле и предлагает ему свои услуги. Риголетто говорит, что будет иметь в виду его предложение. Он встревожен за судьбу дочери. Ему не дает покоя проклятье Монтероне. К нему выбегает радостная Джильда. Она видит, что отец расстроен и насторожен. В темноте к дому Риголетто прокрадывается переодевшийся герцог. Риголетто ничего не замечает. Он приказывает служанке оберегать госпожу и уходит.

Оставшись одна, Джильда вспоминает о незнакомце, встреченном ею в церкви. Неожиданно появляется герцог, и девушка узнает в нём своего незнакомца. Назвавшись бедным студентом, он объясняется Джильде в любви. Девушку пленяют пылкие признания, и она клянется ему в верности.

За оградой дома собираются придворные, задумавшие похитить Джильду. Неожиданно появляется Риголетто. Придворным удается убедить шута, что они пришли похитить графиню Чепрано, дворец которой находится неподалеку. Они уговаривают Риголетто принять участие в этом похищении и надевают на него для конспирации маску. В темноте один из придворных накидывает на маску платок, так чтобы шут ничего не видел. Риголетто не догадывается, что участвует в похищении собственной дочери. Лишь после ухода придворных он обнаруживает, что жестоко обманут. Риголетто в отчаянии.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Третья картина

Покои герцогского дворца. Герцог разъярен. Кто-то похитил его новую возлюбленную. Появляются придворные и рассказывают ему о своих ночных похождениях. Они смеются над шутом, помогавшим украсть свою же любовницу. Теперь она во дворце. Герцог догадывается, о ком идет речь и спешит к пленнице.

Появляется несчастный Риголетто. Придворные не впускают его в спальню герцога. "Дочь мне отдайте!" - рыдает шут. Когда, наконец, Джильда появляется из дверей и в слезах рассказывает отцу о том, что с ней произошло, Риголетто клянется отомстить герцогу. Искренне полюбившая герцога Джильда умоляет отца пощадить возлюбленного. Риголетто непреклонен.

Четвертая картина

На пустынном берегу реки Риголетто со своей дочерью. Шут знает, что страсть к любовным похождениям приведет герцога сюда, к жилищу Спарафучиле. Риголетто хочет, чтобы Джильда воочию убедилась в вероломстве и легкомыслии герцога, который встречается здесь с сестрой бандита - Маддаленой. Джильда в отчаянии. Её возлюбленный неверен ей! Риголетто велит дочери отправляться домой и, переодевшись в мужской костюм, покинуть город. Затем он выплачивает задаток Спарафучиле за убийство герцога. За телом врага шут придет в полночь.

Возвратившись в дом, Спарафучиле рассказывает сестре о сделке. Маддалена умоляет брата пощадить юношу, который понравился ей, и уговаривает Спарафучиле убить первого, случайно забредшего к ним прохожего. Их разговор слышит вернувшаяся Джильда. Она решает пожертвовать собой ради возлюбленного. Собравшись с духом, девушка входит в дом...

В полночь Спарафучиле отдает Риголетто мешок с трупом. Шут спешит к реке, чтобы утопить мешок, но вдруг слышит знакомый голос. Это беззаботный герцог напевает свою песенку. Развернув мешок, Риголетто с ужасом видит там умирающую дочь. Джильда умоляет отца простить ее и герцога, ради любви к которому она решила расстаться с жизнью. Риголетто безутешен. Проклятье старца Монтероне свершилось!